Назад


ОБСУДИМ?

Новому поколению – новые технологии!

Сегодня мы говорим о дистанционном обучении, об открытом образовании. Термин «дистанционное образование» создает представление о том, что речь идет о применении технологий на расстоянии. Хочется понять, что это даст нашим детям, повысит ли качество и доступность образования?

Вот что сказал на «круглом столе», посвященном обсуждению Закона «Об образовании» и конкретно этой теме заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Олег Смолин:

– В нашей стране 13 тысяч сельских школ закрыто за постсоветский период: в 2003-2006 годы – около 1900, а за 2007 и 2008 годы – около 2600. Между тем сегодня предлагаются технологии для того, чтобы сохранять сельские школы путем использования электронных информационно-коммуникационных технологий и превращения учителя малокомплектной сельской школы в оператора, помогающего детям владеть этой электронной технологией и обеспечивающего им доступ к урокам лучших учителей России в информационно-коммуникационной форме. Мне кажется, что этот опыт надо было бы распространять. Я считаю, это было бы прекрасной альтернативой закрытию сельской школы, которое почти всегда с большой вероятностью приводит к ликвидации села.

Заместитель начальника РОО О. К. Хайбулина:

– Дистанционное обучение в нашем районе ведется не первый год. Вот уже четыре года мы сотрудничаем с областным Центром дистанционного обучения детей-инвалидов. Был уже первый выпуск – в прошлом учебном году обучение в этом Центре закончили два выпускника средних школ. И в этом учебном году 4 школьника обучаются в этом центре.

Дистанционное обучение для нашего района – не дань каким-то инновациям, а назревшая необходимость. Что же такое дистанционное обучение? Это такой способ организации процесса обучения, который основан на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий и позволяет осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Не во всех малых школах нашего района есть педагоги-специалисты по всем предметам. Так, мало учителей, имеющих специализацию «информатика», «химия», «физика», «ОБЖ». Зачастую эти предметы ведут педагоги, имеющие по диплому другую специальность. Сейчас достаточно серьезно стоит вопрос повышения качества обучения, но, учитывая реалии сельской школы, повысить качество своими внутренними ресурсами, образовательные учреждения не всегда в силах.

Поэтому в июне 2012 года отделом образования совместно с районным советом руководителей разработана и утверждена главой района С. В. Балыкиным программа по повышению качества образования в районе, в рамках которой внедряется ряд кардинальных мер:

первое – организована дополнительная профессиональная переподготовка педагогов, являющихся условными специалистами;

второе направление – получение педагогического образования педагогами-неспециалистами.

Кроме того, с сентября 29 учителей опорных школ в рамках сетевого расписания ведут занятия в школах, где отсутствуют специалисты.

Для тех же школ, где нет специалистов-педагогов и в силу объективных причин не осуществляется сетевое обучение, мы организовали дистанционное обучение.

И вот с сентября на базе 6 опорных школ – образовательных учреждений райцентра, Кувайской и Покровской – 11 педагогов осуществляют дистанционное обучение для 108 учащихся 10 малокомплектных школ по химии, физике, иностранному языку, информатике, ОБЖ.

В базовой школе перед компьютером находится сетевой учитель, в другой школе – ученики вместе с учителем-куратором, который помогает школьникам участвовать в дистанционном уроке, выполняет организационные, методические и воспитательные функции.

Подготовительная работа была достаточно серьезная, так как это дело абсолютно новое не только для нашего района, но и для области. Некуда было поехать за опытом организации такого обучения. Можно сказать, что доходили до всего сами.

Во-первых, была создана нормативная база: разработано положение о дистанционном обучении, утверждена модель обучения, разработаны подробные методические рекомендации, касающиеся организационных вопросов, оформления документов; составлено расписание дистанционных уроков. Хорошо, что в феврале этого года в Закон «Об образовании» были внесены изменения, касающиеся именно дистанционного обучения, и теперь эта форма, наряду с другими, имеет законодательную основу.

Естественно, дистанционное обучение предполагает набор определенного компьютерного оборудования. Нами были заключены договора на приобретение программного обеспечения и установку лицензионных программ, закуплено дополнительное оборудование. Из районного бюджета на это выделено около 400 тысяч рублей. Хочется выразить огромную благодарность районному руководству за поддержку такого начинания. 4 комплекта специального оборудования переданы нам из педколледжа им. Калугина, на базе которого организован областной Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, на безвозмездной основе.

На сегодня все педагоги и ученики, участвующие в дистанционном обучении, зарегистрированы на федеральном сайте Московского Центра образования «Технологии обучения» и могут пользоваться всеми электронными образовательными ресурсами этого сайта по любым предметам учебного плана.

Для того чтобы в полном объеме реализовать практическую часть предметов «химия» и «физика», в школы с дистанционным обучением приобретены и установлены программы «Живая химия» и «Живая физика». Они призваны помочь в проведении практических и лабораторных работ.

Нужно сказать, что общение между педагогами и учениками не ограничивается только виртуальными уроками. Педагоги выезжают в школы к детям. Также предполагается приезд школьников в базовую школу для более глубокого закрепления практических навыков при изучении.

К сожалению, в некоторых школах сохраняется проблема неустойчивой интернет-связи. Но ведь и само понятие дистанционного обучения предполагает не только он-лайн урок и виртуальное общение. Также можно использовать ресурсы видео-конференции, электронной рассылки и многие другие.Я думаю, что за дистанционным обучением будущее: эту форму занятий можно использовать для часто болеющих детей, во время отмены учебных занятий из-за погодных условий или когда наблюдаются эпидемии болезней и школа закрывается на карантин. К тому же, дистанционное общение – это прекрасная возможность для старшеклассников подготовиться к итоговой аттестации с любым педагогом или изучать тот или иной предмет на профильном уровне.

Учитель химии и биологии НСШ № 4 А. В. Атаков:

– С моей точки зрения, дистанционное обучение – вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом можно получать только в том случае, если по каким-либо причинам не доступен традиционный вариант обучения. Именно эта причина является основной в нашем районе, так как не хватает специалистов по многим учебным дисциплинам, особенно в сельских малокомплектных школах.

В других же случаях эта форма обучения должна применяться как получение дополнительной консультативной помощи при подготовке к ЕГЭ, предметным олимпиадам, репетиторстве.

Наряду с положительной стороной у данной формы обучения имеются и минусы: отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем – то есть, все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Отсутствует постоянный контроль над обучающимся, который для ученика является мощным побудительным стимулом.

Необходим постоянный доступ к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность. Но при этом дистанционное обучение не должно заменять учебники и пособия.

Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, особенно по таким предметам, как химия, физика.

И конечно же, необходимы квалифицированные педагогические кадры, владеющие в совершенстве данными технологиями.

В результате – учащиеся и педагоги должны быть готовы к дистанционному обучению, являющемуся дополнительным к базовому образованию.

Наталья ТОЛКАЧЕВА

ПО ОРЕНБУРЖЬЮ

Доступная среда

В Оренбургской области ведется планомерная работа по формированию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации. По итогам 9 месяцев 2012 года в 39 городах и районах области в рамках муниципальных программ работы выполнены на 287 объектах. В нашем районе, кроме работ на социальных объектах, по решению межведомственного Совета по делам инвалидов помощь оказана 6 новосергиевцам с ограниченными возможностями, в том числе двум детям-инвалидам.

 


НАШИ УСЛУГИ

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ВНИМАНИЕ!!! ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Вашу рекламу, опубликованную в газете "Голос глубинки", мы можем разместить на сайте в разделе "ЧТО? ГДЕ? ПОЧЁМ?" (+ наше оформление!!!) (Цена размещения: 3 суток - 50 руб., 7 суток - 75 руб. Цена не зависит от количества строк!!! Зависит только от времени нахождения на сайте!!!)

 

Вам необходимо распечатать фотографии?

Пожалуйста!!! Редакция газеты "Голос глубинки" выполнит ваш заказ качественно и дешево (фото 10Х15 всего за 5 рублей)! Ждем вас по адресу: ул. Московская, 15. Тел для справок: 2-10-95.

 


НОВОСТЬ

Автобусы – для школьников

29 октября губернатор области Ю. А. Берг в рамках соглашения о взаимодействии по реализации комплекса мер, направленных на модернизацию системы общего образования Оренбург-ской области, вручил ключи от автобусов для сельских школ, среди них – два образовательных учреждения нашего района – Покровская и Хуторская школы.

 

Оставить комментарий к статье   

Назад